Футляры для газопроводов

Что такое газовый ковер, какие функции он выполняет

Ковер газовый – это оборудование, которое необходимо при укладке и в процессе эксплуатации газопровода. Этот элемент необходим не только при подземной укладке, но и для прокладывания коммуникаций на поверхности. Внешне этот элемент выглядит как люк, имеющий обод. У таких люков диаметр может быть разным. Изготавливают ковер представленный на сайте gasaquatek.ru из сверхпрочных и надежных материалов, которые способны противостоять даже самому сильному воздействию извне. Ведь это приспособление выполняет функцию защиты всей системы. Обычно ковер находится рядом с местом, где расположены вентили или задвижки. Также их устанавливают в тех местах, где в больших количествах скапливается конденсат. Газовый ковер должен обеспечивать безопасную и надежную передачу газа по трубам непосредственно к самому потребителю.

Коверы газовые отличаются по цене, так как их изготавливают из различных материалов. Также цена зависит и от диаметра приспособления. При выборе ковера следует руководствоваться целями, я которых он будет предназначаться, а также своими предпочтениями. Главное, чтобы монтаж элемента был выполнен по всем правилам. Его надежная и прочная установка играет очень важную роль, так как от этого будет зависеть его использование. Перед тем, как установить ковер, необходимо подготовить бетонную подушку. Ее диаметр должен соответствовать размерам выбранного элемента. Основание допускается делать из полимера. Но это разрешено лишь в том случае, если вы выбрали ковер, изготовленный из песчано-полимерного сырья.

Назначение приспособления

Не зависимо от того, из чего изготовлен газовый ковер, и какой диаметр он имеет, этот элемент предназначен для выполнения конкретных функций.

1. Он должен создавать препятствие любому незаконному доступу к газовой магистрали.
2. Защищает всю систему коммуникаций от коррозии.
3. Также он устанавливается в целях свободного доступа рабочих к системе, чтобы они могли осуществлять обслуживание элементов системы, а также их ремонт в случае возникновения каких-либо неполадок.
4. Кавер обеспечивает возможность монтажа коммуникаций под землей.

У ковера газового стенки очень прочные и надежные. Он оснащен запорной крышкой, которая надежно защищает не только арматуру, но и всю систему в целом от проникновения злоумышленников. Кроме того, ковер обеспечивает защиту системы от поломок. Если бы его не было, внутрь могли бы беспрепятственно попасть не только загрязнения, но и посторонние предметы, что могло бы привести к повреждению и поломкам труб и других составляющих системы. Еще одна очень важная функция ковера – это обеспечение антикоррозийной защиты системы. Он защищает ее от влажности, попадания атмосферных осадков и других факторов, способных спровоцировать процессы окисления, которые впоследствии приведут к поломке оборудования. Наличие ковера способно полностью защитить всю систему от факторов, способных вызывать коррозию.

Обслуживание и ремонт

Время от времени возникают ситуации, когда рабочим необходим удобный доступ к оборудованию. Это может быть обслуживание его элементов или ремонт в случае поломки. Чтобы иметь возможность выполнить работы, специалистам нужно добраться до вентилей и запорных элементов. Благодаря коверу ремонтные работы проходят более эффективно. Специалистам легче работать с элементами системы. А это значит, что ремонт будет проходить быстрее и качественнее. Обычно при прокладывании газовых труб под землей есть место, которое зачастую используют для прокладывания коммуникаций. К этим коммуникациям рабочие также должны иметь доступ. Ковер его им обеспечивает. Коммуникации с его помощью можно проводить без предварительных работ.

Контрольная трубка газопровода DN50

Контрольная трубка на газопроводе предназначена для быстрого обнаружения в подземном газопроводе утечки газа, в наиболее ответственных местах присоединения отводов, а также там, где газопровод трудно доступен для осмотра. Наиболее эффективна на газопроводах, расположенных над уровнем грунтовых вод. Свободный конец контрольной трубки выводится на поверхность под защитное устройство — ковер.

Подробнее о назначении и местах установки контрольных трубок газопровода Вы можете ознакомиться .

Наименование Масса, кг Стоимость, руб. с НДС
Контрольная трубка 57мм L=1200мм изолированная с крышкой 5,00 1860,00
Контрольная трубка 57мм L=1300мм изолированная с крышкой 5,30 1920,00
Контрольная трубка 57мм L=1400мм изолированная с крышкой 5,70 1968,20
Контрольная трубка 57мм L=1500мм изолированная с крышкой 6,10 2016,00
Контрольная трубка 57мм L=1600мм изолированная с крышкой 6,50 2076,00
Контрольная трубка 57мм L=1800мм изолированная с крышкой 6,80 2184,00
Контрольная трубка 57мм L=2000мм изолированная с крышкой 7,00 2328,00
Контрольная трубка 57мм L=2500мм изолированная с крышкой 8,00 2916,00
Контрольная трубка 57мм L=3000мм изолированная с крышкой 9,00 3636,00

Возможно изготовление других типоразмеров, КТ с пробкой, кожухом, а также изделий по чертежам Заказчика.

Статьи

Контрольно-измерительные пункты ЭХЗ

Пункты контрольно-измерительные (КИП) – это пункты, которые предназначаются для обеспечения доступа к проводникам в условиях проведения измерений величин защитных потенциалов, для контроля этих защитных потенциалов металлических конструкций и сооружений, проложенных ниже уровня грунта, и обозначения трасс трубопроводов, а также для обеспечения совместной электрохимической защиты трубопроводов и других сооружений, расположенных под землей, от коррозии.

КИПы имеют широкую область применения и используются:

— на линейных частях магистральных трубопроводов;

— в местах пересечения магистральных трубопроводов;

— в местах пересечения трубопроводов с кабелями связи;

— в местах пересечения трубопроводов с высоковольтными линиями электропередач;

— в местах пересечения трубопровода с автомобильными и железными дорогами (при использовании для трубопроводозащитного кожуха);

— на анодных заземлителях;

— на установках протекторной защиты трубопроводов;

— на электроизолирующих вставках (муфтах).

Контрольно-измерительный пункт конструктивно выполнен в виде стойки с основанием для закрепления в грунте, на которой смонтирован шкаф, в котором имеется дверь для доступа к пластине из текстолита (клеммный терминал), на которой располагаются контрольные зажимы и элементы ручной настройки. КИП дополнительно комплектуется километровым знаком, который позволяет визуально определять трассу трубопровода с воздуха.

Возможно изготовление стойки КИПа из поливинилхлорида (ПВХ), стеклопластика или металла. Применяемые материалы специально предназначаются для эксплуатации на открытом воздухе во всех климатических зонах. Для предотвращения кражи стойки, или свободного изъятия контрольно-измерительного пункта из грунта, стойка КИПа оснащается анкерным устройством.

Клеммный терминал, в зависимости от модели КИП, предназначается для установки до 18 контактных зажимов и изготавливается из поликарбоната. Контактные зажимы могут изготавливаться из нержавеющей стали или латуни. Эти зажимы могут допускать подключение проводников с сечением до 16 мм², а силовые до 70 мм². Для исключения несанкционированного доступа в КИП клеммный терминал обладает крышкой с запирающим устройством.

Измерения величин защитных потенциалов подземных сооружений и контроль защитных потенциалов подземных сооружений проводятся путем подключения специализированных приборов к Контрольно-измерительному пункту.

Маркировка КИПа и предупреждающие (информационные) надписи выполненяются на самоклеющейся пленке с использованием метода термотрансферной печати. В целях повышения стойкости маркировки и надписей к воздействию ультрафиолетового излучения на стойках и коробах КИПа, где нанесены надписи, применено наружное ламинирование специальной защитной пленкой. Стойкость надписей и маркировки составляет не менее 10 лет.

Номенклатура контрольно-измерительных пунктов (КИП) достаточно обширна и может быть разделена на виды по назначению и исполнению. Однако, эта классификация условна, т.к. в зависимости от конкретных условий и проектных решений назначение конкретного КИП может меняться.

Стойки могут изготавливаться в исполнениях для жилой и нежилой зон, и отличаться способом установки: для нежилой зоны – над землей, для жилой – в виде ковера, в ровень с уровнем грунта или асфальта. Также существует разновидность КИПов с телеметрией, которые по заданному расписанию производят измерение защитных потенциалов и передают данные на ПК службы ЭХЗ.

Однако основные виды КИП представлены ниже:

1. Трассовый, который предназначается для измерения защитных потенциалов трубопровода по направлению его пролегания. Устанавливается согласно проекта, вдоль трассы трубопровода.

2. КИП для анодных полей, который предназначается для соединения проводников от отдельных заземлителей и присоединения к ним анодного кабеля от КЗУ. Такие КИП содержат только силовые зажимы на клеммном терминале. Такая конструкция КИП позволяет легко создать соединение и упрощает диагностику отдельных заземлителей в процессе эксплуатации.

3. КИП для точек дренажа, которые предназначаются для соединения контрольного и дренажного проводников от трубопровода, а также проводников от электродов сравнения с соответствующими проводниками КЗУ. Такие КИП содержат силовые и контрольные зажимы на клеммном терминале.

4. КИП со встроенным БДР, который предназначается для установки в местах пересечения трубопроводов с другими подземными коммуникациями для их совместной защиты. Контрольно-измерительный пункт со встроенным БДР позволяет осуществлять совместную защиту нескольких металлических конструкций и сооружений, проложенных ниже уровня грунта, без использования дополнительных устройств. Такие КИП содержат диодно-резисторные каналы, силовые и контрольные зажимы на клеммном терминале.

Опоры для прокладки трубы в футляре: характеристики деталей и особенности монтажа магистралей в защитном кожухе

Опорно-направляющие кольца (ОНК) или опоры для прокладки трубы в защитном футляре — это приспособления, которые позволяют протягивать через защитный футляр (кожух) трубы из разных материалов: сталь, чугун, поливинилхлорид (ПВХ), полиэтилен (ПЭ) и т. д. Они осуществляют отцентровку трубы в кожухе посредством уплотнения кольцевого пространства. Монтаж труб в футляре выполняется под различными инженерными объектами: автомагистралями, железными дорогами.

При помощи опор производится центровка внутренней трубы при прокладке коммуникаций в футлярах

Особенности опорно-направляющих изделий

Обычные опоры для трубопроводных коммуникаций выполняют ряд функций. Основная же их «обязанность» – это фиксация конструкции. Кроме того, благодаря скользящим опорам линейное расширение трубопровода не имеет последствий. А опорно-направляющие кольца позволяют осуществить протягивание внутреннего трубопровода через наружную коммуникационную часть (футляр) без нанесения ей какого-либо вреда.

Исходя из этого, можно выделить несколько основных функций, которые осуществляются благодаря именно такой опоре:

  • предохранение трубопровода от различных повреждений;
  • защита муфтовых стыков и сварных швов;
  • простое и быстрое протягивание трубопровода через футляр;
  • опора для подводящей трубы;
  • катодная защита от коррозийных воздействий (благодаря такой детали исключается возможность контакта между металлическими каркасами двух труб).

Обратите внимание! Использование таких колец позволяет выполнить протягивание различных трубопроводов, которые отличаются по материалу, показателю диаметра и т. д. Эти опоры способствуют сохранению целостности коммуникаций и во время протягивания, и последующей эксплуатации.

Установка этих колец осуществляется на стадии сборки самого трубопровода. Их монтаж не требует применения специальной техники, так как фиксация опорного кольца выполняется с использованием электродуговой сварки. Наиболее распространёнными материалами для таких опор являются высококачественный полипропилен, сталь.

Особенность конструкции опор помогает легче и быстрее протягивать внутреннюю трубу во внешнюю

Преимущества опорных колец

Опорные кольца, как и любое другое изделие, обладает своими преимуществами. К основным плюсам этого приспособления относят:

  • показатели трения, при использовании этих полимерных устройств, снижаются до минимума, поэтому они считаются очень надёжными;
  • благодаря первому пункту, защитное покрытие трубопровода не повреждается в процессе протягивания его через футляр;
  • скорость монтажных работ достаточно высокая, что снижает расходы на строительство магистарали;
  • такие опоры позволяют продлить срок службы коммуникации в целом, так как исключается контакт между трубами и снижается коррозийное воздействие;
  • подводящую трубу можно убрать, если возникнет такая необходимость;
  • поперечные рёбра, которые входят в состав этой опоры, могут отличаться по размерам. Это позволяет провести внутреннюю коммуникацию по центру защитного футляра любого диаметра;
  • полипропилен является надёжным изоляционным материалом и обеспечивает надёжную катодную защиту трубопровода.

Виды опор

Опоры для прокладки трубопровода в футляре дифференцируются на виды в зависимости от конструктивных особенностей. Существует три основных вида таких опор:

1. Кольцо опорно-направляющее, оснащённое скользящими опорами из полимиада. Последние принимают нагрузку, которая образуется вследствие движения трубы по футляру. Протаскивание в футляр стальных труб с помощью такой опоры значительно уменьшает показатели трения.

Конструкция опорного кольца может иметь ролики либо простые направляющие

2. Опорно-направляющее кольцо, которое имеет в своём составе опоры качения или, как их ещё иногда называют — ролики. Количество роликов варьируется в зависимости от нескольких факторов:

  • длина защитного кожуха;
  • вес протягиваемой трубы;
  • допустимый показатель давления на противокоррозийное покрытие.

3. Комбинированные ОНК, которые включают в себя оба типа опор: скользящие и качения. Такой тип является довольно популярным при прокладке трубопроводов небольшого диаметра (до 30 мм) на большие расстояния — от двух тысяч метров и более.

Кроме опорных колец, существуют и другие специальные приспособления, которые используют при протягивании трубопровода через футляр. К таким изделиям можно отнести:

  • резиновая герметизирующая манжета;
  • защитное укрытие для манжеты.

Резиновая манжета применяется для герметизации межтрубного пространства, а также при ремонте коммуникации в защитном футляре. Защитное укрытие изготавливается из стеклопластика и применяется для защиты резиновой манжеты от механических воздействий.

Технические характеристики

ОНК отличается прочностными характеристиками. Материалы, которые используются при производстве таких опорных колец, способны выдерживать показатели давления не менее чем 120 кг/ см². Ролики, которые используются в некоторых типах опорных изделий, также являются очень прочными и надёжными и могут выдерживать нагрузку от 200 до 300 кг.

Подобные опоры обладают высокой прочностью и применяются при прокладке магистралей в любых условиях

Опорно-направляющие кольца (ОНК) используются для монтажа переходов с размерами сечения до 1420 мм. Прокладка труб в футлярах может производиться в разных климатических условиях. Показатели температур, при которых разрешаются монтажные работы, варьируют, в зависимости от конкретного региона, от –40 до +50 °C.

Полезная информация! Такие кольца надёжно фиксируются на трубах и не смещаются в процессе монтажных работ и эксплуатации конструкции.

Диаметр и ширина опоры зависят от показателя сечения трубопровода, для которого она будет использована. Эта закономерность описана в таблице ниже.

Таблица 1

Ду трубопровода, мм Диаметр кольца, мм Ширина кольца, мм
1420 1642 250
1220 1336 210
1020 1136
820 936 174
720 856
630 766
530 936
426 542 154
377 493 130
325 481
273 420
219 377 100
168 286 85
159 277
133 251
114 232
108 236

Вес изделия во многом зависит от диаметра изделия, данные представлены в таблице №2.

Таблица 2

Ду трубопровода, мм Вес кольца, кг
1420 36
1220 30
1020 24
900 18,3
820 17
720 15
530 10
426 9
377 7
325 6
273 5,5
219 5,2
159 4,3
108 3

Эксплуатационный срок такой опоры может достигать 30 лет (в некоторых случаях — больше).

Монтаж опор

Установка опорных колец проводится в следующей последовательности:

  1. Трубопровод, который предполагается протаскивать в защитный футляр, монтируется на опоры. При монтаже нужно учитывать тот факт, что нижняя часть трубопровода должна быть свободной для установки опорного полукольца.
  2. На трубу устанавливается защитная прокладка. Поверх неё монтируется опорное полукольцо.
  3. Снизу таким же способом монтируется второе опорное полукольцо.
  4. Обе половины стягиваются болтами в единую конструкцию.
  5. На конец протягиваемой трубы монтируется сдвоенное направляющее опорное кольцо и специальный оголовок, который оснащён приспособлением для крепления троса.

Опоры крепятся через равные промежутки друг от друга, расстояние зависит от типа магистрали, диаметра труб и прочих факторов

Таким образом трубопровод подготавливают к прокладке внутри защитного футляра. Дистанцию между опорными элементами определяется с учётом различных условий: давление, оказываемое на трубопровод, прогиб коммуникации между опорами и т. д. Оптимальное расстояние, рекомендуемое специалистами, составляет 3 м.

Кроме этого, для трубопроводов водоснабжения дистанция между опорами может отличаться в зависимости от температуры среды. Футляры для водопроводных труб, как правило, представлены стальными трубами с антикоррозийным покрытием. После того, как опоры установлены, происходит монтаж защитных трубок для кабелей.

Особенности прокладки труб в футляре

Монтаж трубопроводов под автомагистралями, а также железнодорожным покрытием всегда проводится с использованием футляра, который выполняет функцию защитной капсулы, для внутренней коммуникации.

Важно! Обязательное правило, которое необходимо соблюдать при таких работах — труба, выполняющая роль футляра обязательно должна обладать более высокими прочностными характеристиками, чем внутренняя.

Наиболее распространённым вариантом трубы-футляра на сегодняшний день являются стальные изделия. Популярность прокладки труб в стальных футлярах обусловлена феноменальной прочностью этого материала. В зависимости от конкретного случая и эксплуатационных условий для футляров могут использоваться следующие варианты стальных труб:

  • новые;
  • лежалые;
  • отреставрированные;
  • трубы б/у.

Для прокладки в футляре используются разные типы стальных труб

Защитный футляр в зависимости от ситуации может быть представлен следующими типами труб:

  • сварные спирально-шовные;
  • прямошовные;
  • бесшовные горячекатанные.

Бесшовные стальные детали, как правило, применяются для обустройства защитных футляров, которые обладают сечением до 273 мм. Если размеры сечения превышают эту цифру, то тогда используют сварные спирально-шовные или прямошовные изделия.

Кроме этого, стальные детали для футляров часто оснащаются защитным антикоррозийным слоем. Защитный слой может быть представлен следующими антикоррозийными покрытиями:

  • песчаноцементные;
  • асфальтоцементнобитумные;
  • асбоцементные;
  • эпоксидные;
  • полимерные.

Футляры для труб водоснабжения, как правило, обрабатываются экструдированным полиэтиленом. Популярным решением для футляра являются трубы, которые раньше применялись в газопроводных магистралях.

Способы прокладки труб в футляре

При прокладке трубопроводов бестраншейным методом вначале требуется обустройство футляра, а уже после этого проводится протаскивание внутренней трубы через него. Длина футляра зависит от ширины препятствия, которое будет преодолено.

Продавливание — один из распространенных способов прокладки труб в футляре

Выбор способа монтажа футляра зависит от таких условий:

  • диаметр коммуникации;
  • длина коммуникации;
  • гидрогеологические условия (уровень влажности почвы);
  • физико-механические свойства почвы (является ли грунт подвижным или нет);
  • возможности компании, которая осуществляет прокладку (наличие специальной техники).

В зависимости от вышеперечисленных условий выбирают один из следующих вариантов прокладки трубы в защитном футляре:

  • прокол;
  • продавливание;
  • горизонтально-направленное бурение;
  • гидроудар.

Для обустройства тоннелей или коллекторных коммуникаций популярными способами являются:

  • щитовая подземная проходка;
  • штольневая подземная проходка.

Бестраншейный монтаж трубы в стальном футляре является безопасным способом провести коммуникацию под каким-либо инженерным объектом. Кроме этого, такой способ является экономически выгодным и более безопасным, нежели укладка труб в почву. Для густозастроенных городов такой вариант проводки коммуникаций считается наиболее целесообразным.

Важно! Под железнодорожным покрытием для бестраншейной прокладки труб в футлярах используют стальные трубы.

Наиболее распространённый способ прокладки труб в стальном футляре — с помощью пневмопробойника или гидродомкрата. Пневмопробойник позволяет провести монтажную работу по прокладке защитного футляра для трубопроводов в условиях однородного грунта, не более чем на 50 метров. Гидродомкраты также являются популярным оборудованием для этих целей и позволяют выполнять проколы даже в неустойчивых грунтах.

Контрольная трубка на газопроводе: назначение + правила установки на футляр

У подземной прокладки газопроводных магистралей масса преимуществ. Они не портят экстерьер городских зданий и загородный ландшафт, не мешают передвижению транспорта, не заставляют смещать существующие постройки. Но у них есть существенный недостаток – это сложность мониторинга как самой трубы, так и перемещаемой по ней среды.

Мы расскажем, как контрольная трубка на газопроводе помогает следить за состоянием системы. Познакомим с особенностями конструкции этого устройства. Разберем варианты расположения и правила монтажа.

Из представленной нами статьи вы узнаете, где и в какой последовательности устанавливаются контрольные трубки на газопроводной системе. Ознакомитесь с особенностями крепления их на футлярах и на полукруглых кожухах. Поймете, насколько необходимо отслеживать техническое состояние подземного трубопровода.

Цель мониторинга состояния подземного газопровода

Проложенные в траншеях газопроводные магистрали нуждаются в регулярном осмотре не менее, чем наземные трассы. Конечно, им не грозят чисто механические повреждения, как это случается с открыто устроенными коммуникациями. Однако причин для беспокойства об их состоянии у газовщиков ничуть не меньше.

Если транспортирующая голубое топливо труба погружена в грунт:

  • Сложно следить за механическим состоянием газопровода, а ведь на его стенки воздействует давление грунта, вес сооружений и пешеходов, а также проезжающего транспорта, если магистраль проходит под шоссе или железнодорожной веткой.
  • Невозможно своевременно выявить коррозию. Ее вызывает агрессивная грунтовая вода, непосредственно грунт, в составе которого есть активно действующие компоненты. Потере первоначальных технических характеристик способствуют технические жидкости, проникающие на глубину заложения трассы.
  • Трудно определить потерю герметичности, появившуюся из-за нарушения целостности трубы или сварного узла. Причиной утраты герметичности обычно является окисление и ржавление металлических трубопроводов, банальный износ полимерных конструкций или нарушение технологии сборки.

Несмотря на то, что прокладка газопроводных магистралей в траншеях предусматривает полную замену агрессивного грунта на грунт с нейтральными свойствами, а устройство в местах возможного пролива технических жидкостей напрочь запрещено, без особых приспособлений они не могут считаться полностью защищенными от химической агрессии.

Галерея изображений Фото из Устройство газопровода низкого давления Сооружение газопровода высокого давления Строительство газовой магистрали Сварка полиэтиленовых труб перед укладкой

В результате потери герметичности происходит утечка газа, который как и положено всем газообразным веществам устремляется вверх. Проникая по порам в грунте, газообразное токсичное вещество выходит на поверхность и создает негативные для всего живого зоны над газопроводом.

Утечка газа может запросто стать причиной серьезной катастрофы, если покинувшее трубу голубое топливо «найдет» в земле какую-либо полость для аккумуляции. При нагреве, к примеру, элементарном воздействии солнечных лучей в знойный летний период, взрыв скопившегося газообразного топлива практически неизбежен.

Возникновение утечки газа из трубопровода угрожает не только нарушением экологического баланса, но и серьезными катастрофическими последствиями: взрывами, разрушениями, пожарами

Кроме того, утечка газа влечет немалые финансовые потери газодобывающей и газотранспортной организации. Причем между ними могут возникнуть разногласия, с которым в суд обращаться даже не стоит, если на футляре газопровода не была установлена контрольная трубка для мониторинга.

Для чего газопроводу футляр?

В устройстве подземных газовых коммуникаций используются, как правило, стальные или полиэтиленовые газовые трубы, способные выдерживать давление проходящей по ним среды. Их прочностные характеристики рассчитаны на нагрузку, создаваемую толщей грунта до 2,0-2,2 м. Однако стандартный трубопрокат не рассчитан на возможную транспортную нагрузку сверху, т.е. над газовой магистралью.

Также не учтено, что трубопроводам, по которым газ перемещается к потребителю, нежелательно проходить под другими коммуникационными линиями. Еще есть геологические и гидрогеологические ограничения, в соответствии с которыми газовую магистраль приходится прокладывать выше установленных норм.

В случае же невозможности найти трассу прокладки, не пересекающую иные инженерные сооружения, согласно предписаниям СНиП 42-01-2002 между трубопроводами необходимо обеспечить безопасную дистанцию по вертикали. Это 0,2 и более метра, что в результате меняет глубину заложения газопровода.

На сложных участках трассы газопровода, требующих защиты трубы от повреждений, прокладка производится в футлярах

Глубину заложения газовой трубы также изменяют, если уложить на нормативной глубинной отметке мешают скальные горные породы или нестабильный уровень подземной воды.

Как защитить газопровод, если дополнительная нагрузка на линию неизбежна? Во всех перечисленных случаях используются футляры, представляющие собой жесткий круглый или полукруглый в сечении кожух из стального сплава, полиэтилена или стеклопластика. Он-то и оберегает путь голубого топлива от вероятных повреждений.

Отметим, что при устройстве защиты газопровода следить за состоянием проложенной в футляре трубы еще сложнее. Чтобы облегчить нелегкую работу обходчиков, сотрудников добывающей отрасли и газоснабжающих структур, производится установка на газопровод контрольной трубки.

Галерея изображений Фото из Устройство газопровода в защитном футляре Точка возможной разгерметизации трубы Неблагоприятные гидрогеологические условия Контрольный пункт на подземной магистрали Близкое расположение к жилому дому Загородный участок с неконтролируемым перемещением Выход подземного газопровода на поверхность Группа футляров под железнодорожной насыпью

Перечислим все возможные предпосылки для устройства футляров с контрольными приспособлениями над газовыми трубопроводами:

  • Близкое расположение подземной газовой магистрали к жилому дому либо общественному зданию.
  • Прокладка газопровода на малой глубине.
  • Устройство под транспортными путями: автомобильными, трамвайными, ж/д путями.
  • Наличие резьбового соединения или сварного шва на электросварных металлических трубах и полиэтиленовых аналогах.
  • «Пересечение», т.е. проход на 0,2 м выше или ниже тепловой сети и прочих коммуникационных линий.
  • Ввод газоснабжающей трубы в дом через несущую стену и вертикальное пересечение перекрытий.
  • Сооружение контрольно-измерительного пункта с защитным ковером. Их устанавливают на протяжении всей трассы через каждые 200 м в пределах городов и прочих населенных пунктов. На свободной от проживания местности устраивают через 500 м.

Все перечисленные варианты кроме пересечения газовой трубой перекрытий, а также обустройство входа и выхода подземной линии на поверхность предусматривают установку на одном из краев футляра контрольной трубки.

Еще в случае установки над проблемным сварным швом допускается использовать не футляры в качестве основания для крепления трубки, а полукруглый металлический кожух.

В обустройстве подземных газопроводов используются стальные, полиэтиленовые и стеклопластиковые футляры. Конструктивно они представляют собой цельные трубы, соединяемые две половины трубы или один полукруглый кожух

Контрольную трубку располагают в удобном для проведения контроля месте. Т.е. с той стороны, с которой подход газовика для проведения мониторинговых операций возможен, безопасен и не требует получения разрешений.

Если в одну траншею укладывают два газопровода, что допускается строительными нормативами, то расположение футляров с подключаемыми к ним трубками должно обеспечить отслеживание обеих систем.

На каждый футляр, предназначенный для защиты газопровода, устанавливается контрольная трубка, необходимая для мониторинга технического состояния подземной системы и определения момента падения давления

Футляры устанавливаются как на вновь прокладываемые линии газопровода, так и на существующие ветки путем прокола или продавливания грунтов. Выходить за пределы шоссе, трасс, несущих стен и прочих сооружений они должны на 2 м с обоих краев.

Конструкция контрольных трубок

Минимальным расстоянием от верха футляра до дневной поверхности по нормативам является 0,8 м, максимальным – 3,0 м. В местах, где не планируется транспортная нагрузка, минимальная мощность грунта над футляром может быть уменьшена до 0,6 м. Пересекаемая толща грунта определяет высоту контрольной трубки, которая должна выходить на поверхность.

Если установка контрольной трубки производится не на футляр, а на полукруглый кожух, представляющий собой верхнюю половину трубы, крепление ее производится после засыпки газопровода слоем песка минимум 10 до 20 см

Конструктивно это контрольное приспособление представляет собой в прямом смысле трубку, зафиксированную одним торцом на футляре или полукруглом кожухе газопровода. Второй выводится на поверхность и снабжается или крышкой-хлопалкой, или муфтой с плотно закручивающейся резьбовой пробкой.

Верхний торец контрольной газовой трубки закрывает либо захлопывающаяся крышка, либо пробка с закручивающейся муфтой. Все устройства выходящие на поверхность запорно-регулирующие устройства газопровода окрашиваются в ярко-желтый цвет

Диаметр контрольных трубок, установка которых производится на футляр или кожух газопровода, по техническим нормативам составляет 32 и 57 мм. Однако производиться они могут по размерам, необходимым заказчикам. В этом случае для выпуска серии трубок разрабатывают проект и утверждают ТУ с требованиями к качеству.

Правила установки и крепления трубки

Крепление контрольной трубки к футляру или полукруглому кожуху газопровода производится в соответствии с материалом трубы и защитной системы.

В монтаже применяется три основных способа:

  • Установка контрольной трубки вместе с приваренным к ее основанию полукруглым металлическим кожухом. Ставят в качестве рядового контрольного пункта на трассу газопровода без футляра после укладки стальной или полиэтиленовой трубы и частичной засыпки ее песком до 0,2 м.
  • Крепление к полиэтиленовому футляру с использованием седлового отвода и переходника с полимера на сталь. Отверстие под фиксацию контрольной трубки просверливается перед установкой футляра.
  • Приварка основания трубки к стальному футляру. Сварной узел устраивают по предварительно просверленному в газовой трубе отверстию.

Если трубка не приваривается непосредственно к газопроводу, то между ее основанием и трубой обязательно находится слой песка. Саму трубку оборачивают полиэтиленовой пленкой или покрывают гидроизоляционным праймером.

Галерея изображений Фото из Монтаж футляра с предварительно сформированным отверстием Установка трубки на футляр Крепление через седловой отвод Приваривание контрольной трубки на объекте

В футлярах нового поколения, выполненных из стеклопластика, точка крепления контрольной трубки закладывается в процессе изготовления. Это решение значительно облегчает монтажный процесс. Трубку прикручивают перед установкой и герметизируют стык, после чего заполняют котлован с газопроводом грунтом.

Оформление и обустройство верхушки контрольной трубки производится в соответствии с типом поверхности, через которое она выводится. При наличии твердого покрытия (бетонной плиты, асфальта) над верхушкой располагают защитный колпак, ковер. При отсутствии твердого покрытия трубку выводят на 0,5 м над землей и плавно загибают на 180º.

Схема обустройства выхода контрольной трубки на поверхность зависит от типа именно этой поверхности. Если она проходит через асфальт или бетон, устанавливается ковер, если вокруг несвязный грунт – трубку изгибают

Через контрольную трубку обходчик, обязанный следить за техническим состоянием газовой трубы и плотностью транспортируемого газа, вводит шланг газоанализатора или датчик манометра и снимает показания приборов. Снятые им данные заносятся в журнал обследований.

Выводы и полезное видео по теме

Со всеми видами сооружений и устройств, предназначенных для обслуживания газопровода и мониторинга его технического состояния, ознакомит следующий видеоролик:

Информация о нюансах прокладки и обустройства газопроводов пригодятся владельцам загородных участков, желающим подключить собственность к централизованному газоснабжению.

Безусловно, сведения будут крайне полезны и тем, кто намерен организовать автономную сеть с газгольдером и проложенными от него трубами. С установкой контрольной трубки следить за состоянием подземной системы станет намного проще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *